Для политиков и монетарных властей уходящий 2010 год можно назвать годом упущенных возможностей и несбывшихся надежд. Еще в конце 2009 года были призрачные надежды на то, что все рассосется, все восстановится и жизнь станет лучше. Прошел год, надежды рассеиваются, реальность вырисовывается и крупнейшие центробанки мира продолжают в аварийном порядке вкачивать в экономику ликвидность с расчетами, что она дойдет до потребителей. Хотя они осознают, что в условиях глобализированной финансовой системы часть свеженапечатанных папирусов безвозвратно сгорают в долговой махине, другая часть оседает на спекулятивных счетах. В принципе, существует два отдельных, слабо зависимых между собой мира. Один реальный мир - экономика, другой чуть менее, чем полностью виртуальный - фин.система, который за счет своего могущества и влияния имеет больший вес на экономику, чем экономика на тот потусторонний, вырожденный мир. Для того, что на примере проследить степень наркотической зависимости, то внимательно проследите историю рынков с момента окончания программы ФРС по выкупу MBS к себе на баланс в середине апреля этого года и к моменту непосредственного начала в середине августа. Фактически дилеры формируют не только рынки, новостной фон, но и монетарную политику, настроения потребителей и экон.обстановку. Не нужно смешивать и путать реальную экономику с доминированием идиотизма и с массовым помешательством на финансовых рынках, вызванными принудительной национализацией фондового рынка со стороны ФРС через первичных дилеров. Но сейчас речь не о рынках. Посмотрим, чего добилась экономика за год, пробежавшись по основным макроиндикаторам.
2010 год заканчивается тем, что никаких улучшений на рынке труда нет, что фактически свидетельствует о том, что текущий кризис стал самым тяжелым со времен Великой Депрессии. За 80 лет не было ни одного случая, чтобы уровень безработицы оставался на столь высоких значениях в течение длительного периода времени – по сути уже 2 года. Уровень безработицы находится на 9,8% (против 10% год назад), что является максимум с середины 1983 года, не считая пика нынешнего кризиса. Еще один негативный момент заключается в том, что процентное отношение рабочей силы к численности населения находится на минимальных уровнях с середины 80-х годов из-за массовых исключений работников из состава рабочей силы по множеству причин, в том числе из-за застойной безработицы, когда люди отчаялись и перестали искать работу.
Фундаментальное отличие кризиса 2007-2010 состоит в том, что на этот раз безработица стала перманентной и застойной. Сейчас 42% всех людей, кто не имеет работу находятся в статусе безработных более полу года, что лишает их всяких шансов на поиск достойного места трудоустройства. Речь идет о 6,4 млн человек – это максимальный уровень за всю историю и больше, чем было в прошлом году, когда было 5,9 млн. Люди теряют навыки, квалификацию, т.е. время играет против них и с каждым месяцем будет все сложнее найти работу. А это ограничивает людей в тратах из-за крайне низких доходов, поэтому ждать восстановление потребительского спроса в среднесрочной перспективе не имеет смысла – безработные не являются полноценным потребителем.
Еще один интересный график, показывающий среднее пребывание в статусе безработных, которое сейчас на предельном уровне за всю историю – 34 недели против 28 недель год назад. Вновь ухудшение ситуации.
Занятость вне с/х за год изменилась в плюс на 842 тыс, что крайне мало по сравнению с сокращениями во время кризиса, которые на пике достигали 6.8 млн человек. Вообще экономика США на текущий момент потеряла 7.4 млн. занятых от максимума в декабре 2007, что при текущих темпах роста (при условия отсутствия шоков) приведет к тому, что рынок труда может восстанавливаться около 10 лет.
Однако, есть важный нюанс. За это время население выросло почти на 8 млн. человек, но чтобы картина совсем не была ужасной, то возьмем не общую численность населения, а только рабочую силу. Получается, что пока никакого фактического улучшения нет и уровни середины 80-х годов.
За год частный сектор нанял 1.09 млн человек, гос.сектор сократил 246 тыс персонала. Но, если гос.сектор во время острой фазы кризиса почти не сокращал работников, то частный сектор резал свирепо, где доходило до 7 млн.человек, поэтому говорить об улучшении не приходится. Стабилизация, но не улучшение, особенно, если проводить корректировку на численность населения.
Причем из частного сектор по отношению к ноябрю 2009 восстанавливается далеко не все. Продолжаются сокращения в таких секторах, как строительство (-2% к прошлому году), ИТ (-1.6%), фин.сектор (-1.2%), в производстве товаров краткосрочного пользования (-0.7%) и т.д. Найм идет менеджеров, юристов и прочие кадры (+2.4%), в образовании (2%), медицине (1.2%), в товарах длительного пользования (1.8%).
---
Официальный
уровень инфляции в США сигнализирует о дефляционных процессах в экономике. Сейчас 1,05%, год назад было 1,85%. Без учета продуктов питания и энергии 0,65% против 1,69% год назад, что является одним из самых низких уровней с момента начала ведения статистики.
С одной стороны, учитывая процесс делеверджа и крайне низкого совокупного потребительского спроса, то цены особо не могут расти, однако по многим неофициальным опросам и исследованиям картина иная. Я точно не помню где читал, но в США проводились независимые исследования по которым основные потребительские товары подорожали довольно существенно, по крайне мере по опросам домохозяйств. Вы сами можете в этом убедиться, если поспрашиваете резидендов.