4 ноября 2010. Бен публикует статью в washingtonpost, где пишет буквально следующее: "lower mortgage rates will make housing more affordable and allow more homeowners to refinance" Низкие ставки по ипотеке сделают жилье более доступным и облегчат домовладельцам процесс рефинансирования. Бену поверили, это был один из главных аргументов в пользу QE2. Но Бен соврал.
Ладно, хрен с ними трежерис, - обвалились и гореть им в аду. Для простого населения США по большому счету все равно, как там Казначейство и ФРС работают. Их интересуют реальные ставки по кредитованию и его доступность. В конечно счете, имеет значение - достаточно ли у них доходов, чтобы перекрывать выплаты по долгу и остаток средств пустить на потребительские расходы и инвестиции? Что касается доступности, то условия ужесточились. Теперь по предъявлению сникерса кредита на дом не дают, а вот как дела с обслуживанием?
По данным ФРС (пока только на 2 квартал 2010) коэффициент обслуживания долга - отношение обслуживания долга к личным доходам составляет 12.13% - уровень начала 2000-х годов. Под долгом понимается непогашенные платежи по ипотечным, авто и потребительским кредитам для домохозяйств. Опять же, что такое 12.13%? Много это или мало? В 3 квартале 2007 было почти 14%, но тогда, простите, и ставки по кредитам были совершенно другими. Точно оценить ставки проблематично, поэтому возьмем ставку по федеральным фондам ФРС, как базис. Тем более от нее зависит все остальные процентные ставки. Ниже на графике желтой линией (левая шкала) Обслуживание долга в % к личным доходам с коррекцией на ставку по фед.фондам – так правильнее, надеюсь. ))
Это позволит оценить эффективность мер ФРС. Что видим? Не смотря на то, что в 2006-2007 задолженность обходилась домохозяйствам крайне дорого, но только лишь номинальном выражении, а вот в реальном выражении - дешевле, чем сейчас! Ставки по депозитам, кредитам тогда были выше. Тогда 8.5% коэффициент обслуживания долга, сейчас чуть меньше 12%. Хотя там не так все быстро меняется, потому что долг с дифференциальной дюрации и далеко не весь рефинансирован, поэтому может быть лаг. Но обратите внимание на отсечку в виде красной вертикальной линии. Это я выделил старт QE1 и начало эры нулевых ставок. Теперь вопрос, а к чему все это привело? Ответ: ни к чему это не привело. Меры не помогли, по крайней мере так, как на них рассчитывали. Серьезно помочь дмх не удалось.
Когда большая доля доходов домашних хозяйств посвящена погашению задолженности, то домохозяйства имеют меньше средств, доступных для покупки товаров и услуг. Поэтому при высоком соотношении задолженности имеют место быть ограниченные потребительские расходы и высокая безработица, что в перспективе может стать перманентным для экономики США. А это приведет к еще большему ужесточению условий кредитования с повышением реальных ставок, т.к. платежеспособных заемщиков становится все меньше.
Однако , исторически понижение процентных ставок сказывалось на коэффициент обслуживания долга в сторону его увеличения. Вообще на этот коэффициент, помимо ставок еще влияет темпы роста задолженности. Справедливости ради, стоит отметить, что ситуация 2009-2010 отличается от предыдущих рецессий. Тогда не было столь сильного провала в темпах кредитования, и рост долговой нагрузки быстро восстанавливался. Но сейчас все иначе.
Если тогда, к примеру в 2001-2003, фактором для взрывного роста коэффициента обслуживания долга после понижения ставок ФРС был отлаженный механизм кредитной экспансии, когда потребителя активно наращивали свой долг, то в случае с 2009-2010 имеет место быть другой фактор. Реальные располагаемые доходы растут слишком медленно, при этом долгов слишком много, и ставки по кредитованию для потребителей практически не понизились. Таким образом, идет довольно болезненный и тяжелый процесс сокращения долговой нагрузки. Уровень обремененности долгами все еще очень высок, что ограничивает потребительский спрос.
Для банков кредитование снизилось на межбанке, но для потребителей нет! В этом и состоит фундаментальная уязвимость всех этих QE – они никак не действуют на реальный сектор, в особенности сейчас. Мы попали в матрицу. Вся эта безумная накачка отражается лишь на табло мониторах в виде скачущих графиков, но когда сломался механизм кредитной экспансии, то никакого просачивания денег в систему не будет. Они продолжат осаживаться в резервах банков, провоцируя рост денежной базы при том, что денежная масса останется практически неизменной. Это приведет к понижению кредитных и денежных мультипликаторов.
Теперь смотрим, как дела с 30 летними ипотечными ставками. После старта QE2 они пошли вверх. На 9 декабря ожидается уже 4.55%, что станет максимумом с июля 2010. Вот так выглядит исторический график.
Спросите, ну и что тут страшного? Ведь на исторических лоях? Да, отвечу – на лоях, но по номинальным ставкам.
Ведь все понимают, что ставки в 1980 не равны ставкам сейчас. Была другая инфляция, другие процентные ставки ФРС. Поэтому проведем коррекцию и получаем вот такую забавную картинку.
За 2010 год
Все говорят, что ставки очень низкие, а вот на деле не фига они не низкие. QE1 не помог, QE2 только ухудшает ситуацию. ФРС уже давно не в состоянии влиять на экономику ))
Комментариев нет:
Отправить комментарий