В условиях нескончаемого глобального оптимизма по поводу мифического восстановления экономики, стоит обратиться к истории и вспомнить по каким законам работают рынки. Пару десятилетий назад не было интернета, сделки совершались по телефону, а котировки транслировались на специальных табло. Была задержка в публикации статистики и отчетов, большинство инвесторов узнавали о событиях лишь через некоторое время по ТВ или в газетах, а технический анализ был настоящей редкостью. Была проблемы в получении котировок, а работа c ними еще сложнее, т.к. компьютеры были малопопулярны и слаборазвиты, но времена меняются и уже почти каждый, не выходя из дома, может получать актуальную информацию в тот момент, когда она случается – произошли глобальные изменения. Меняется все: технологии, компании, объемы, биржи, но психология человека остается прежней на протяжении многих столетий.
Людьми управляет стадный инстинкт, многие легко поддаются паники,либо эйфории. Впрочем история может быть циклична. Как и много лет назад во время тюльпаномании в Голландии в 17в, когда цены на тюльпаны исключительно из-за спекулятивного спроса взлетели в сотни раз, достигая феноменальных высот, подчас превышающие стоимость целого дома! Никто не мог объяснить, в чем привлекательность данной сомнительно инвестиции, но спрос рождал предложение и генерировался невероятный рост.
Постоянно растущие цены подбивали многие семьи из среднего и бедного слоев общества играть на бирже по продаже тюльпанов. Закладывались дома, состояния и предприятия, для того чтобы можно было купить луковицы для перепродажи по более высокой цене. Продажи и перепродажи производились множество раз, в то время как луковицы даже и не вынимались из земли. Состояния удваивались за мгновения. Бедные становились богатыми; богатые — сверхбогатыми. Торговля луковицами стала неконтролируемым рынком для игроков на бирже.
В феврале 1637 года число продающих превысило число покупающих и произошло неожиданное падение цен — за самые дорогие луковицы давали не более 300 (на пике котировались по 6000) флоринов. Началась биржевая паника; всего за одну ночь тысячи голландцев были разорены. К концу года цены упали в среднем в 100 раз. Рост, кажущиеся незыблемым, оказался пшиком – Это был настоящий крах целой промышленности. Макай утверждал, что после завершения тюльпаномании экономика Голландии оказалась в кризисном состоянии. Все очень знакомо, не находите?
Пришло время, чтобы формализовать циклы развития рынков, когда – то об этом писал старина Доу. Я систематизирую и обновлю концепцию. Итак, условно полный цикл изменения рынка «бычий — медвежий» состоит из шести фаз: скептицизм, растущая уверенность, энтузиазм, ослепление, шок и отвращение.
Первая фаза: Начнем с самой ранней фазы, например, после резкого падения или кризиса. На мощном «бычьем» рынке первой фазой является накопление акций по низким ценам профессионалами и инсайдерами рынка — инвесторами, обладающими наибольшим запасом информации и опыта. В этот период общее настроение на рынке определяется массовым скептицизмом и неверием. Индексы и акции находятся на самых низких значения, они упали и могут простоять на минимуме еще долгое время.
Никто не верит в рост, во всех СМИ только и говорят про кризис, про спад и рецессию. Это самое неблагоприятное и не интересное время для дилетантов, т.к. для них информационная составляющая является основополагающей – им важно знать, что думаю по рынку признанные корифеи, им нужна поддержка со стороны. Но часть инвесторов понимает, что поворот рынка неизбежен, даже если в настоящее время экономические условия трудно назвать обнадеживающими. Такие проницательные инвесторы начинают скупать непопулярные акции, предлагаемые по соблазнительно низким ценам. Оборот транзакций, бывший чрезвычайно низким, постепенно увеличивается, отражая вступление в рынок этих дальновидных, терпеливых участников.
Вторая фаза начинается, когда оборот сделок все более увеличивается. В обществе растет уверенность в завтрашнем дне. Цены на акции повышаются. Работа на рынке в это время может оказаться чрезвычайно прибыльной. Все чаще начинают появляться разговоры о том, что у экономики есть потенциал, что условия сложные, но восстановление может наступить уже совсем скоро, но большинство аналитиков все еще не верят в рост, опираясь на данные, какие были некоторое время назад. Финансовый риск участия на таком рынке не велик, приняв во внимание вероятность теоретического потенциал роста и возможную просадку. Но среди обывателей такой рынок еще не достаточно популярен.
Третья фаза «бычьего» рынка бывает отмечена всеобщим энтузиазмом и обилием спекуляций. Фундаментальные экономические перспективы, которые несколько месяцев назад были удручающими, вдруг начали выглядеть блестяще. Повсюду слышны разговоры о «новой эре» быстрого экономического роста и нескончаемого благополучия. Средства массовой информации одну за другой преподносят истории об огромных состояниях, нажитых на фондовом рынке.
Инвесторы пребывают в приподнятом настроении, акции активно торгуются, обороты достигают рекордных уровней. Люди склонны игнорировать негативный информационный фон, полностью концентрировав свое внимание на позитиве. Любая плохая информация используется, как возможность войти в длинную позицию. О фондовом рынке слышно везде: от интернета, ТВ и газет до разговоров на скамейке во дворе людьми, которые совсем не давно и не слыхали о таком понятие, как игра на бирже. Рынок, как магнит притягивает из различных сверх экономики новых людей, а пифы, хэджфонды щедро раздают рекомендации покупать.
Четвертая фаза: Однако в конце этой третьей фазы оборот постепенно снижается, поскольку самые активные участники рынка (от опытных спекулянтов до управляющих хэдж-фондами) к этому времени уже вложили свой капитал целиком. К тому же проницательные игроки - профессионалы, которые в свое время успели купить акции по бросовым ценам, постепенно перестают покупать, сокращая позиции, помня о том, что «не возможен рост бесконечно». Профессионалы продают тем более охотно, чем более безрассудно действует толпа, в ослеплении скупающая акции по абсурдно – невероятно завышенным ценам еще недавно казавшееся сюреалистичными. Тем не менее обыватели в крайней эйфории и оптимизме.
Пятая фаза: Наконец, под явной «бычьей» оболочкой рынка начинают просвечивать пока мало заметные «медвежьи» тенденции. Аналитики, ранее ослепленные ростом и забывающие про макроэкономику, фундаментальные оценки и тех.аналих, вдруг наблюдают технические расхождения, связанные с бессмысленными покупками, совершаемыми неискушенными игроками, и одновременными дальновидными продажами опытных участников рынка, аналитики вдруг начинают обращать внимание на новостной фон. Темпы роста акций к этому времени начинают снижаться.
Первый этап «медвежьего» рынка отмечен, прежде всего, небольшим снижением цен, которое сначала рассматривается как незначительная техническая коррекция; общие настроения в это время все еще крайне радужны. В это время от инвест.домов продолжают поступать позитивная оптимистичная информация и рекомендации, аналитики в своих обзорах пишут, что «возможно настало время покупать», «рынок достиг уровня поддержки», «вероятно в скором времени возможен отскок и возобновление ралли». Между тем в ситуации, когда все желающие уже совершили покупку, ценам не остается ничего другого, как начать снижаться. Когда покупательская способность ослабевает, продавцам уже не удается избавляться от акций по текущим ценам; таким образом, цены становятся ниже.
Это происходит из-за того, что биды(спрос) достаточно жидкий, а желающий продать много, если раньше даже большой объем на продажу успешно выкупался и был не замечен рынком, то сейчас уже совсем небольшая офера с трудом проходит и вызывает просадку. Это как большой поток воды не сможет сразу пройти в узкое горлышко, так и на рынке большое количество желающий продать не сможет реализовать это по лучшим ценам – никогда – это нужно запомнить. Только самые самые ушлые профессионалы сделают это без потерь и раньше других, а проигравшие будут всегда, даже тогда, когда кажется что рынок приносит прибыль. Это иллюзия растущего тренда.
Все возрастающее число акций падает, образуя потенциально «медвежью» тенденцию. Впрочем, даже когда у аналитиков уже не остается сомнений в «медвежьей» направленности рынка, обыватель пребывает в счастливом неведении – ведь у него (бедняги) в памяти только рост и оптимистичные оценки ухорей из инвест.домов. И действительно: состояние экономики все еще не внушает опасений, а брокеры и дилеры, равно как и оплаченные ими телекомментаторы и аналитики, неизменно советуют покупать. Публика верит в то, что ученые, стратеги и экономисты Уолл-стрит на этот раз «не подведут». Кроме того (избитый стереотип для дилетантов), публике внушили, что она закупается «надолго», а за долгий период цены, конечно, успеют отрасти. Именно поэтому падение цен расценивается ослепленными инвесторами как «досадное недоразумение». Массовые покупки продолжались бы, не истощи к этому времени обыватель свои капиталы. Но денег больше нет. А значит, нет и покупок… Увы…
Шестая фаза: Вторая фаза «медвежьего» рынка начинается с внезапной смены настроений: от оптимизма и надежды на лучшее — к шоку и ужасу. Если раньше люди приходили на работу и видели растущие котировки, тем самым прибыль, то теперь акции падают, прибыль испаряется и о – боже, появляются первые убытки. Что делать? Продать сейчас или подождать потом, вдруг рынок отскочит, ведь он всегда отскакивал раньше, но то, что раньше было уже не действует на медвежьем рынке. Начинается паника. В один прекрасный день инвесторы вдруг замечают, что «король-то голый». Реальные экономические условия далеко не так хороши, как хотелось бы. Наступает прозрение, улучшений в экономике никаких нет, резервы исчерпаны, убытки растут. Сказать по правде, перед экономикой стоит целый ряд очень серьезных проблем – оказывается, что никакого фактического улучшения за это время не произошло.
Публика чувствует, что пора избавляться от кое-каких акций, однако покупателей уже не осталось. Цены неуклонно снижаются. На смену жадности быстро приходит страх. Рынок захлестывают волны паники. Оборот растет до максимальных высот под крики толпы: «Выпустите нас отсюда!» Самые расторопные профессионалы пытаются купить по минимальным ценам, чтобы при случае продать подороже, однако рынок по-настоящему не растет: наблюдается только «отскок дохлой кошки», позволяющий компенсировать лишь малую часть убытков. Инвесторы, аналитики, обыватели в панике и унынии.
Финальная стадия: Третья стадия «медвежьего» рынка — это беспорядочные продажи на фоне общего отвращения к фондовому рынку. Экономика находится в упадке, будущее не ясно. Движение цен вниз продолжается, правда, в чуть более низком темпе, поскольку потенциальные продавцы уже избавились от акций по самым бросовым ценам. Даже лучшие акции, до сих пор «державшиеся на плаву» и бывшие ранее тихой гаванью, уступают напору «медведей» и рушатся штопором. Оборот, бывший чрезвычайно высоким во время всеобщей паники, уменьшается с окончанием ликвидации позиций.
Наступает момент, когда все, кто мог продать, уже продали; «медвежий» рынок истощается. Толпа клянется, что «больше никогда больше не вступит в эту игру». Наконец, на сцену возвращаются декорации первого акта; цикл готов повториться. В ситуации, когда продавать больше некому, ценам остается одно — расти. И вскоре все повторяется вновь.
Все же толпа не умеет учиться на собственных ошибках. Стадный инстинкт заставляет нас вновь и вновь поддаваться волне настроений, терять голову и нестись вместе с толпой. Инвестор, не умеющий распознавать сигналы технических индикаторов и не обладающий достаточной дисциплиной, скорее всего, не сумеет действовать самостоятельно, вне «стада». Напомню, однако, что «делать как все» — значит выиграть схватку (получить короткий профит), но проиграть сражение-войну (в последствии разорится). Они всегда проиграют в поворотных моментах рынка(это факт/история). Покупать на максимуме, продавать на минимуме – это обречь себя на провал. Если сломать у цветка стебель, то он не сразу завянет, так же и здесь. Нарушив правила, можно не сразу выйти из игры, но это неизбежность.
Спасибо за внимание, занавес…
Комментариев нет:
Отправить комментарий