среда, 13 января 2010 г.

Махинации с отчетностью: что принесет 4 квартал?

Период публикации корпоративных отчетов за 4-й квартал похож на сказку о Золушке, а три предыдущих квартала выступают в роли трех уродливых сестер. Предыдущие три квартала характеризовались в некотором роде махинациями, если не жульничеством. Любые сомнения трактовались компаниями в свою пользу, а неудобные убытки вычеркивались из отчетов. Не волнуйтесь, ребята, это все “разовое”.

И когда видишь, что такие действия смогли поднять индексы, не удивительно, что компании хотят произвести наилучшее впечатление. Уже прошли дни, когда участники рынка, обдумывающие инвестиции, не торопились, обсуждали возможности за обедом со своим брокером и долго размышляли. В настоящее время, все основывается на поступающих новостях, хорошие новости – быстро покупать, плохие новости – быстро продавать. И вот, хорошие новости идут беспрерывным потоком.

Однако если вспомнить, что отчеты более 70% компаний регулярно превышают прогнозы в последнее время, и не менее 85% превзошли ожидания в 2009 г, становится очевидным, что “сюрпризы” уже не те, что были раньше. Действительно, сложно не увидеть шулерских приемов при выходе отчетов: понижение прогнозов и последующее превышение этих ожиданий при выходе отчетов. Достаточно показательно, что в последнее время результаты по выручке начали превышать прогнозы существенно реже. Однако бесполезно идти против этого тренда.

В период перелома понижательного тренда именно период публикации отчетов смог стать катализатором роста рынка. S&P 500 вырос на 10% в этот период и на 15% на фоне выхода результатов за 2-й квартал. Без этих периодов роста динамика индекса по итогам года была бы менее впечатляющей. Даже в условиях ужасающей рецессии прибыли смогли удержаться, превысив прогнозы аналитиков. Кто бы мог знать? Анализ Эндрю Лапторна из Societe Generale показывает, что с 2000 г средний годовой рост индекса в период выхода отчетов за 1-й, 2-й и 3-й кварталы составлял 2,3%. Вне этих периодов S&P, в среднем, снижался на 1,2%.

К счастью для тех, кто любит правду и невинность, есть плохие новости для тех компаний, которые любят причесать свои результаты. В целом, участники рынка видят эту игру и вносят необходимые корректировки. Если компания превышает прогноз по прибыли, но не превышает прогнозы, озвученные месяцем ранее, ее бумаги продолжают дешеветь. Акции растут в цене, только если оба условия выполняются. Инвесторы не слишком доверяют этим разовым “сюрпризам” для принятия инвестиционного решения. Другими словами, просто подгонка цифр для получения сюрприза по прибыли не всегда хорошо работает.

Итак, чем же отличается 4-й квартал? Почему он должен стать оазисом честности в пустыне обмана? Во-первых, требуется больше времени, чтобы составить отчет, он содержит больше данных, а также выводятся результаты за год. Может быть, это также связано с тем, что результаты проходят независимый аудит? Вряд ли.

David Cottle

Комментариев нет: