Собственно главный вопрос последних лет: а доколе будем стонать и звать на помощь – я про потребителей развитых стран, которые не особо рвутся тратить деньги и перезапускать экономику в новой парадигме, где источником роста выступит нечто другое, а не ипотечное и кредитное безумие. Пока все больше рассчитывают на помощь государства. Конечно, не все так плохо, жизнь ведь продолжается, но с точки зрения цифр, а цифры гос.чиновники и корпорации привыкли видеть хорошие, то до былых сытных времен еще далеко. Я думаю, что было бы не так плохо, если дали рухнуть ВВП США процентов эдак на 10-15% - уровню, где экономика США сейчас реально находится, если сделать коррекцию на дефицит бюджета. Но, как бы не поймут, да и превосходство может быть утеряно. Хотя, вероятно, все же было бы правильнее, чтобы экономика саморегулировалась и нашла собственную точку равновесия, но об этом потом.
Так значит в чем сейчас загвоздка, почему не растут? Естественно причин масса, но возьмем одну из наиболее важных. Попробую предельно просто описать суть сложной проблемы. Представим, что есть 10 экономических агентов (пускай розничных потребителей), которые хотят купить авто и 1 производитель авто, который способен выпускать по 3 машины в год. Сделаем допущение, что пока нет кредитной системы и автопроизводитель (далее АП) работает только на внутренний рынок в пределах одного региона.
1 этап. Допустим из этих 10 человек на начальном этапе только 5 располагают достаточными личными средствами (платежеспособный спрос), чтобы купить авто и они хотят его купить. Т.к. АП выпускает только 3 машины и не может пока расширять производство, то имеет место быть дефицит машин и цены растут до тех пор, пока не отвалятся 2 покупателя из-за нехватки денег, либо из-за нежелания покупать машину по более высокой цене.
ИТОГ: Удовлетворено 3 из 10 потребителей, АП находится в лучшем своем финансовом положении, т.к. получена максимальная прибыль из-за роста цен и реализована вся продукция.
2 этап. Те, кто не успел купить машину в первый год (2 человека) выстроились в очередь, но к ним добавилось еще 2 покупателя, которые за этот год накопили деньги на авто. Цены снова выросли из-за дефицита, но уже не так сильно, как в первый раз.
ИТОГ: в сумме удовлетворен спрос 6 покупателей, АП все еще на подъеме, нанимает сотрудников, готовится к расширению производства и инвестициям.
3 этап. К тому, кто не успел купить машину во второй год добавился еще один человек, накопивший деньги своим трудом – их стало 2, но третьего пока нет. Остаются 2 нищеброда, которые хотят авто, не имеют ресурсов. В итоге автопроизводитель впервые в своей истории вынужден снижать цены на авто, чтобы реализовать свою продукции, либо транспортировать 1 нереализованный авто на склад. АП не может снижать цены слишком сильно, т.к. порог себестоимости ограничен. Но все же он находит спрос от третьего покупателя, который таки нашел бабло.
ИТОГ. 9 из 10 купили машину. АП пока показывает приемлемые фин.показатели, но рынок столкнулся с тем, что платежеспособного спроса уже не достаточно, а АП уже произвел инвестиции в расширение производства и готов выпускать уже не 3, а 4 машины в год!
4 этап. Из региона, в котором проходили продажи авто почти все, кто хотел - уже произвели покупку. Остается последний десятый человек, который так и не смог найти деньги на авто. Тут и подключаются банки, которые предлагают ему кредит на покупку авто. В конце концов последний из потенциальных покупателей все же производит покупку машины, но АП сталкивается с ситуацией, когда в регионе спрос на авто исчерпан из тех, кто хотел купить авто раньше. Сделаем поправку на миграцию и рост населения в регионе и пусть удается продать еще 1 машину тогда, когда мощности выпускают по 4 авто в год.
ИТОГ: Из тех, кто хотел купить – все купили. АП чешет репу, что делать дальше и решает запустить рекламу «авто в каждый дом. Мода на авто, замени машину и получили скидку/подарок»
Этап 5. Реклама сработала и те, кто покупал машину в первый год решают ее заменить, даже не смотря на то, что прошло всего 3 года, таким образом, АП без особых проблем реализует 3 машине своим первым покупателям, а 4 машину продает новобранцам, только что приехавшим в город.
ИТОГ. Система пока еще работает, авто реализуются, но АП приходится бороться за потребителя снижая цены, что в худшую сторону сказывается на финансовых результатах.
Этап 6. На 6 год работы уже начинаются проблемы, т.к. находится лишь 1 покупатель из старичков, решивших заменить машину + 1 разбил авто + 1 покупатель решил взять вторую машину, но с 4 машиной проблемы, ее никто не хочет покупать, даже по сниженным ценам, и она идет на склад.
ИТОГ: АП с каждым новым годом сталкивается с ситуацией, когда адекватного спроса под предложение найти все сложнее. В регионе спрос насыщен, а для выживания АП он должен выходить в другие штаты, города и в дальнейшем на внешние рынки, реализуя продукцию за границей. Там действует аналогичная схема. АП начинает производить экспансию в другие города и страны.
Этап 7. Менеджмент АП наладил логистическую систему, дилерскую сеть, торговые отношения и в течение продолжительного периода времени проворачивает операции такие же, как в своем родном регионе.
ИТОГ: Это на много лет протянуло успешное функционирование АП, который перманентно производит инвестиции в расширение производства.
Этап 8 (ключевой). Через много АП сталкивается с тем, что произошло в его родном регионе. А именно платежеспособный спрос на собственные деньги покупателей полностью себя исчерпал везде, где он представлен, кредиты были выданы всем, кто подходил под требования. Реклама и пропаганда замены авто каждые 2 года больше не работает. Если раньше цикл замены авто был 3-4 года, то теперь он увеличился до 10-12 лет, но 10-12 лет продажи авто были слишком незначительные, а мы помним, что АП расширял производственные мощности.
Т.е. наступила ситуация, что кривая спроса начинала снижаться из-за абсолютно естественных причин – перенасыщение. Темпы продаж превосходили темпы роста доходов, потребности в авто и роста населения. Спрос на авто полностью удовлетворен, каждая семья имеет по 2 относительно новых авто, желающие на покупку нового и замены старого авто есть, но их слишком мало относительно производственных мощностей АП. Основные драйверы роста спроса для АП – экспансия на внешние рынки, короткий цикл от покупки-замены авто и кредитные механизмы, которые позволяли покупать машину тем, кто не смог бы купить на собственные деньги. Теперь эти драйверы не работают.
Это и есть объяснение ситуации, в которой находятся многие производственные компании, ориентированные на выпуск товаров длительного пользования. Первые года, когда товар только появляется – самые злачные для компаний. Эйфория покупателей, борьба за товар, потом уже производитель борется за покупателей, а ситуация, когда даже снижения цен ниже себестоимости не помогает – это финальный этап. После чего система должна перестроиться под новый формат, новые темпы роста существенно ограниченные, чем раньше.
Собственно, с чем столкнулись развитые страны. Представьте человека, который всю жизнь питался на воде и сухарях и попал на стол до отказа наполненный всеми возможными закусками, выпечками, блюдами. Первая категория те, кто имеют деньги. Вторая те, кто не имеет, но им говорят кушайте, а платить будете потом. Первая инстинктивная реакция нажраться вдоволь, попробовать все, что только можно.
Наступает момент обжорства. Тошнота, слабость, тяжесть, хочется хорошенько проблеваться. Так вот: человечество тысячелетия не имело ничего, что есть сейчас. По сути, все существующие окружение, технологии появилось за последние лет 70-80, а технологии за последние 10-15 лет. Люди, которые никогда не видели ТВ, машин, бытовой техники, мультимедийной аппаратуры в течение десятилетий действовали по образу и подобию людей, которые с сухарей перешли на элитные вкусные блюда. Все было в новинку. Развитые страны это попробовали первыми. Теперь переходят к развивающимся.
Теперь естественное насыщение организма, обжорство, отвержение избыточного потребления. Нынешняя система выстроена под то, чтобы телефоны народ менял каждые пол года, а если хотя бы половина начнет делать замену раз в 2 года, то начинаются проблемы. Вот поэтому ожидать скорейшего выхода не стоит.
Рост экономики и потребления в развитых странах (США, Европа, Япония) будет очень ограниченным, возле нуля – это будет балансирование на грани. Должно пройти еще очень много лет, чтобы появилось нечто, которое приведет к взрывному спросу. Кроме того ситуация сейчас осложняется еще тем, что домохозяйства подвержены чудовищному по своей силе сокращению кредитования. Уже приводил схему. Доход 1х. Раньше тратили 1.5х, где (0.5х кредиты), сейчас многие дмх вынуждены тратить 0.5х (где доход x минус выплаты по кредитам 0.5x). Поэтому, имхо, кто ставит на быстрый выход из кризиса развитых стран может промахнуться. Там еще будут развиваться долговые проблемы из-за того, что государство активно субсидирует экономику для поддержания прежнего формата жизни, но этот цирк не долго продлится ))
Комментариев нет:
Отправить комментарий