понедельник, 4 октября 2010 г.

Финансовая матрица и бесконечный процесс повторения пройденного

На рынках вновь всеобщий энтузиазм. Фундаментальные экономические перспективы, которые несколько месяцев назад были удручающими, вдруг начали выглядеть блестяще. Становятся (пока не везде, но уже есть) слышны разговоры о «новой эре» быстрого экономического роста и нескончаемого благополучия. Прогнозы становятся все более оптимистичными, долговой кризис по мнению большинства закончился, не начавшись. Везде слышны разговоры о том, что бывало и хуже, и этот кризис еще один циклический спад, после которого будет долги подъем. Люди склонны игнорировать негативный информационный фон, полностью концентрировав свое внимание на позитиве. Процент быков начал расти, статьи с апокалипсическим контекстом стали уходить в небытие, а спросом опять пользуется что-то вроде «Доу 38000 через 7 лет, купи сейчас и будь счастлив». Закоренелые медведи считают, что текущие уровни станут в будущем в лучшем случае дном коррекции и лучше выйти с рынка сейчас пока не поздно. Среди медведей начинают слышны разговоры «мы больше не можем терпеть боль. Мы – сдаемся».

Чем отличается реальная экономика от виртуальной? В реальной экономике существует идеализированная модель спроса и предложения, которая гласит, что при прочих равных факторах при увеличении цены спрос падает, а предложение растет.

Конечно, зависимость получается не совсем такой красивой, которую изображают в экономической теории, так как могут влиять множество факторов, как например уровень доходов (при их росте падение цены может не приводить к существенному росту спроса в виду того, что он может удовлетвориться на текущих условиях), так же сезонность, мода, наличие товаров заменителей, экстренная необходимость в каком либо товаре и т.д. до бесконечности.

Если вы увидите 2 абсолютно одинаковые модели телефона за 5 тыс рублей и за 10 тыс, то, если вы нормальный человек, то купите за 5 тыс. Тоже самое и с компаниями. В условиях высокой конкуренции, они стараются минимизировать издержки, покупая только те товары и компоненты, которые по наиболее низкой цене с наиболее выгодными/лучшими свойствами и качествами. Бывают, безусловно, клинические исключения, но в общем и в целом на продукцию с более низкой ценой всегда будет наибольший спрос.

А что происходит в финансовой матрице? А здесь, все как раз наоборот. Рост цены провоцирует рост спроса при снижающем предложении, а падение цены провоцирует снижение спроса при росте предложения, т.е. чем выше цена, тем больше желающих купить. Кто, хоть раз имел дело с финансовыми рынками понимает, о чем идет речь. Это можно проследить по объему бидов и офер, выставленных во время роста, по количеству заявок, по сентименту толпы.
Когда актив падает, то он перестает быть интересен подавляющему количеству инвесторов и спекулянтов. Логика тех, кто играет вниз: зачем откупать то, что падает в цене, когда можно откупить это потом, но подешевле и добавляются еще в шорт на самых низах. Логика тех, кто стоит в такой момент на повышение: зачем терпеть убытки, когда лучше продать сейчас лонги, но сохранить оставшееся деньги, чем брать на себя дополнительные риски с вероятностью обнулить счет в дальнейшем. Таким образом, при падении рынков происходит тенденция по сбросу лонгов и наращиванию шортов.

В этот момент в прессе нет ни одного позитивного заголовка, все ждут обрушения, краха, конца света. Друзья и знакомые срочно бегут с рынка, сдавая последние позиции на рост. Любая новость изначально интерпретируется, как плохая, даже, если она по факту нейтральная, а любой отскок используется, как уникальная возможность закрыть лонги и войти в шорт.

Людей затмевает пессимизм, кажется, что дна не существует, виднеется край пропасти и единственное, что волнует народ: как выйти из игры, удержаться и не упасть. При этом апогей пессимизма и страха приходит на самое дно. В это время происходит финальный выброс лонгов тех, кто держался до конца, но вынужден был сдаться, потому что счет опустел, а сил терпеть больше нет. Фонды, банки, инвесторы закрывают лонги по маржин колам, происходит резкий рост объем, шип на графике и после этого формируется дно. Но слом тренда происходит не сразу, как правило цены стоят на низах некоторые время, обычно 1/10 от всего времени падения, далее отскок вверх, небольшой проливчик для внушения в людей уверенность в то, что роста не будет и не ждите, а потом «да, здравствуй новый тренд!». Инсайдеры и профессионалы закупились по самым низам и благодарны всем вам за то, что вы были столь доверчивы. Бидов все еще очень мало, и на рынке превалирует склонность к выставлению жирных офер. Так было в мае-июле. Как только баланс изменится, это будет моментом выходы крупных игроков из позиций, купленных на дне. Это происходит сейчас.

С ростом все наоборот. Те, кто стоят в шорт стараются как можно быстрее его закрыть, опасаясь за рост убытков, а те кто стоит вверх или вне позиции стараются скорее купить сейчас, ведь завтра цены могут стать еще выше. Представьте, вчера человек стоял в шорт и даже не пытался его закрыть, прошел день и он закрыл его с убытком по существенно более высокой цене, т.к. переоценил перспективы. Прошел всего один день и под влиянием внешних факторов человек вышел из позиции в которой был уверен. Люди склонны к стадному инстинкту, в период эйфории на рынке мало кто имеет возможность трезво оценить ситуацию и понять, что теперешняя ситуация ни чем не отличается от того, что было некоторое время назад, когда рынки были на других, существенно более низких уровнях. Но большинство спекулянтов слишком сильно поддаются информационному влиянию.

Чем отличаются дилетанты от профессионалов. Дилетанты берут на себя ценовой риск, а профессионалы информационный, т.е. большая часть игроков поддаются влиянию и манипуляциям из вне, делая операции на критических, переломных точках. В этот момент все говорят про рост и информационный риск близок к нулю и чем выше уровни, тем ниже информационный риск тогда, когда тенденция близка к завершению, иными словами покупают на хаях, продают на лоях. Но ценовой риск высок, т.к. с каждым часом время играет против вас, т.к. близок конец тренду. Психология людей не претерпела никаких изменений с тех пор, когда появились первые рынки, на которых можно было проводить спекуляции.

Профессионал никогда не купит актив на самых максимумах, только, если не желает выйти из него через 5 минут. Профессионалы продают тем более охотно, чем более безрассудно действует толпа, в ослеплении скупающая акции по абсурдно – невероятно завышенным ценам, еще недавно казавшееся сюреалистичными. Почему инвестбанки работают против тренда, усредняют позицию и редко используют стопы? Да потому, что чем менее ликвидный рынок, то тем сложнее им проводить операции, серьезно не влияя на котировки финансового актива. Объемы за сентябрь в США самые низкие с 2006 года, если брать сентябрь месяц и самые низкие среднемесячные объемы с весны 2008 года, и это не смотря на бурный рост алгоритмической торговли. А чем меньше влияние на цены, тем меньше проскальзывание и тем больше прибыль. Работа против тренда – это возможность максимизировать прибыль. Это обычный спекулянты может в любой момент выйти и купить/продать то, что желает. Инвестбанк с торговым капиталом в несколько десятков миллиардов долларов не сможет войти в рынок сейчас, потому что просто не сможет из него выйти с прибылью.

Если наращивание позиции в лонг будет идти с 1140 по 1170 S&P, то банк должен иметь уверенность, что цены пойдут, как минимум до 1220, чтобы при средней позиции 1190 скинуть весь объем на высокой спросе. Но, если что-то пойдет не так, и рынок повалится вниз, то банк вынужден будет закрываться по рынку, усиливая падения и выйдет из игры с убийственным лосем. Поэтому это и объясняет их стратегию покупок при падении и продаж при росте. В идеале они должны создать такие условия, чтобы при росте, условно говоря, они были единственным продавцом, а при падении единственным покупателем и чем ближе подойдут к такой ситуации, тем больше смогут заработать. Для этого используют манипуляции, как прямые, влияя на цены, так и косвенные через информационные агентства, политиков, стат.бюро и т.д. При прямых спекуляциях выступают в роли триггера роста, чтобы изменить тенденцию. Если народ на плохой стате начинает продавать, то нужно выкупить рынок с сильной свечой вверх, чтобы движение катализировало само себя, где роботы, спекулянты начнут действовать по рынку, закрывая короткие позиции и вставая в лонг, уже сами поддерживая движение. В этот момент пацаны (инвестбанкиры) скидывают активы тем, кто массового покупае. Далее поддержка рынка на плохих новостях и стате вселяет в людей уверенность силы тренда, таким образом, даже самые стойкие контртрендовики кроют позицию с убытков и переворачиваясь в лонг.

Тренд заканчивается тогда, когда банк продаст свои лонги самым упорным медведям и самым тормознутым лохам, которые решились на покупку в самый последний момент. Когда все наиболее заинтересованные люди совершили свои операции на рынке, то поток новых средств начинает ослабевать, тенденция выдыхаться, далее идет последний всплеск на объемах, после чего стремительный откат, где цены немного стабилизируются, т.к. многие это рассматривают, как коррекция к росту. Спрос еще превышает предложение.

В этот момент аналитики в своих обзорах все еще пишут, что «возможно настало время покупать», «рынок достиг уровня поддержки», «вероятно в скором времени возможен отскок и возобновление ралли». Между тем в ситуации, когда все желающие уже совершили покупку, ценам не остается ничего другого, как начать снижаться. Когда покупательская способность ослабевает, продавцам уже не удается избавляться от акций по текущим ценам; таким образом, когда все направляются к выходу в один момент, то происходит обвал. Если раньше даже большой объем на продажу успешно выкупался лохами и был не замечен рынком, то сейчас уже совсем небольшая офера с трудом проходит и вызывает просадку.

Ранее аналитики, которые говорили о «новой эре» быстрого экономического роста и нескончаемого благополучия быстро предают свои прежние взгляды и занимают медвежью позицию. Но обыватель пребывает в счастливом неведении – ведь он все еще рассчитывает на былой бурный рост, но не понимает, что такое может только происходить при вовлеченности, но никогда при смене настроения. Тем не менее состояние экономики все еще не внушает опасений, а брокеры и дилеры, равно как и оплаченные ими телекомментаторы и аналитики, неизменно советуют покупать. Публика верит в то, что ученые, стратеги и экономисты Уолл-стрит на этот раз не подведут. Кроме того (избитый стереотип для дилетантов), публике внушили, что она закупается надолго. Именно поэтому падение цен расценивается ослепленными инвесторами как «досадное недоразумение». Массовые покупки продолжались бы, не истощи к этому времени обыватель свои капиталы. Но денег больше нет. А значит, нет и покупок.

Далее начинается внезапная смена настроений: от оптимизма и надежды на лучшее — к шоку и ужасу. Оказывается, что реальные экономические условия далеко не так хороши, как хотелось бы. Наступает прозрение, улучшений в экономике никаких нет, резервы исчерпаны, убытки растут. Сказать по правде, перед экономикой стоит целый ряд очень серьезных проблем – оказывается, что никакого фактического улучшения за это время не произошло. Народ начинает скидывать акции по любым ценам. На смену жадности быстро приходит страх. Рынок захлестывают волны паники. Оборот растет до максимальных высот под крики толпы «Задрали, выпустите нас из этого ада!» Далее беспорядочные продажи, массовые маржин коллы, пиковые объемы, тотальный пессимизм и это именно то, что хотят получить инвестбанки – они опять выступают в виде единственного покупателя для того, чтобы продать опять на вершинах. Нисходящий тренд закончен. Сейчас нечто аналогичное, но наоборот.

Пока данные CFTC свидетельствуют о том, что крупные игроки продают рынок, не смотря на его рост. Крупные спекулянты практически не изменили чистую сальдированную позицию, снизив ее с -166.6 тыс контрактов до -155.4 тыс контрактов, синхронно увеличив количество лонгов и шортов (так всегда происходит после экспирации старого контракта), при этом хэджеры снизили чистую позицию, а мелкие спекулянты путем сокращения шортов увеличили сальдированную позицию с 50 тыс до 73 тыс контрактов – максимум с 10 августа этого года.

Клиенты продолжает выводить средства из фондов денежного рынка по данным ici. На 22 сентября было изъято из акций еще на 1.9 млрд, с начала сентября почти 16 млрд и это не смотря на рост рынков на 10%! Невероятно, но вывод средств по факту шел во время роста рынка. В августе также вывели 16.5 млрд, но там хотя бы падали. В июле -10.4 млрд, а за май и июнь более 30, таким образом за 5 месяцев около 100 млрд выводы средств!

Если кто-то считает, что разворот тренд будет длительным – он ошибается. Сейчас в США более 70% оборота – это роботы, алгоритмические, механические торговые системы, которые будут в массовом порядке переворачивается сразу, как только ветер дунет в другую сторону. Устойчивость тренда – это иллюзия. Все видели, как могут быстро меняться события, судя по маю. Казалось бы ничего не предвещало такого краха. В середине торгов S&P даже в плюс немного выходил, а спустя несколько минут провалился на 10%, поэтому триггером может выступить все, что угодно. Я приводил пример с Apple, когда любая левая новость может привести к мощнейшему выбросу лонгов и маркетмейкером не составит труда при необходимость провалить американский рынок.

Если у вас появляется желание закрыть шорты, войти в лонг на хаях из-за того, что везде говорят только о росте и восстановлении, это означает, что инвестбанки опять хорошо сделали свою работу и вас обманули. Разворот близок, он может произойти через неделю или позже, но это последняя стадия, когда сентимент максимально сместился в бычью сторону. Может ли быть иначе? Да, но это тоже самое, что научиться ходить на голове или летать. Однако, в перспективе мелкие спекулянты в совокупности оказываются в пролете, а инвестбанки получают прибыль.

Запомните, что в долгосрочной перспективе рост фондовых рынок не возможен без поддержки экономики – никогда! Да, в среднесрочке финансовая матрица может творить самые невероятные трюки, противоречащие законам физики и логике, но не в долгосрочном плане. Во время взлета к концу 20 века поддержкой выступило развитие IT сектора, интернета. С 2003 по 2007 эту роль на себя взяла недвижимость, но как в первом, так и во втором случае экономика реально росла, кредитование росло, мультипликаторы повышались. Теперь недвижимость и доткомы пройденный этап, для нового глобального пузыря необходима реальная экономика с новыми безумными идеями, но пока она и не собирается расти, а идей никаких нет. Для их существования необходимо массовое вовлечение, либо инсайдерские покупки, но ни того, ни другого нет.

Смотрите макроэкономические индикаторы, чтобы понять, что не считая эффекта пополнения товарно-материальных запасов никакого кардинального улучшения не произошло. Денежные мультипликаторы схлопываются, кредитование сокращается. Смотрите Либор, а по евро либор дернулись на хаи, что означает, что европейские банки в предомрачном состоянии находятся и имеют проблемы с фондированием, что в дальнейшем приведет к новому витку падения, только эту тему еще не выгодно поднимать. Смотрите облигации и CDS, где опять ничего хорошего и лишь провокационные покупки Китая помогли опуститься доходности по греческим бондам. Франк и йена вновь сильны, а значит особой склонности к риску среди крупных игроков нет. Снижение спроса на медь и промышленные металлы со стороны Китая набирает обороты, но это не мешает ценам расти. Запасы по нефти в США на самых высоких значениях, мировой спрос падает, но спекулятивная составляющая по нефти слишком высока и цены растут, что опять же закладывает бомбу замедленного действия под задницы инвесторов и вероятно, что повторение майских событие возможно уже скоро. Уход спекулятивного капитала может быть крайне стремительным.

Не нужно питать себя иллюзиями, никакого улучшения от мая не произошло. Изменился лишь подконтрольным Голдману и Моргану информационный фон, но он меняется по заранее описанному сценарию и определенно у них нет сейчас цели держать высокие цели слишком долго. Им нужно зарабатывать деньги, а это возможно, либо на тренде, либо на волатильности. Тренда вверх не будет, значит остается второе.

Что касается выноса нашего рынка, тот рост полностью спекулятивный. По слухам проделки Тройки Диалог, которая вынесла Сбер, продавая Газпром и другие фишки, а далее за Сбером уже потянулись все остальные. Массовок закрытие шортистов по маржинколлам и покупки спекулянтов на пробое поддержали рост. Но купили, чтобы продать, поэтому на днях так же и упадут. Шорт и никаких лонгов в такие моменты, но оценивая свои возможности.

P.S. Как видите, ничего нового не сказал по большому счету, но люди действует так, как действовали раньше, а значит работа инвестбанков будет проходить в том же ключе, как и 5-10-50 лет назад. Изменились технические факторы, объемы, способы манипуляций, но психология не изменилась.

Комментариев нет: