Сегодня на западе был жаркий день, который будут помнить еще долго, т.к. одна из крупнейших мировых корпораций подошла к краю пропасти. Американские акции держались весь день, но не выдержали негативного напора со стороны BP и слились в последний час торгов.
В западных деловых изданиях начали ходить слухи о том, что компания близка к банкротству. Сумма ущерба и, соответственно, судебных исков к компании может быть настолько велика, что дальнейшее процветание нефтяного гиганта может оказаться под вопросом. Кроме того, может быть приостановлена выдача лицензий для добычи нефти на шельфе, что существенно повлияет на мировой рынок в целом и наверняка вызовет очередную волну интереса к альтернативным источникам энергии. Авария на нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе нанесла сокрушительный удар, как на репутации компании, так и на ее финансовом положении. Авария произошла 22 апреля на глубине 1.5 км, но до сих пор нейтрализовать угрозу так и не смогли. Сегодня Барак Обама выступил с резкой критикой в адрес компании, кроме того потребовал перечислить причитающиеся акционерам дивиденды на программу компенсаций.
Компания уже потратила миллиарды долларов на борьбу с последствиями аварии и вынуждена защищать свою репутацию, так сегодня BP выкупила у поисковых систем Google и Yahoo! ключевые слова, касающиеся разлива нефти в Мексиканском заливе. Теперь при запросе словосочетаний, касающихся разлива нефти, на страницах поиска выдаются не только результаты, которые содержат критику в адрес BP, но и ссылки, рекламирующие ее усилия по ликвидации последствий аварии. Но не смотря на все меры по ликвидации аварии, капитализации компании сократилась в 2 раза или почти на 100 млрд долларов!! Сегодня акции рухнули более, чем на 15%, пробив уровень в $30 за акцию, что стало минимальным уровенем с АВГУСТА 1996 года!!! Объемы прошли самые высокие за всю историю торгов, в 10 раз больше среднего значения и почти в 50 раз (!!) больше, чем средний объем до аварии. Это заключительная стадия отвращения к акциям, когда выходят институциональные инвесторы.
Динамика акций за 5 лет
Урон, нанесенный взрывом нефтяной платформы ВР, колоссален и затрагивает сразу несколько сфер промышленности, экологии и экономики. Нефтяное пятно оказало огромное негативное воздействие на фауну — в основном на птиц. Точный размер нанесенного ущерба экологи пока не могут оценить. По оценке Береговой охраны, на очистку акватории могут уйти годы. Кроме того, 53% доходов региона приходится на нефтегазовый сектор, введенный правительством мораторий на бурение шельфа и разведывательное бурение в Мексиканском заливе может означать потерю до 30 тысяч рабочих мест. В конце мая десять сенаторов направили в Министерство внутренних дел письмо с просьбой возобновить выдачу лицензий на бурение. Если этого не будет сделано, потери в отрасли составят около 135 миллионов долларов, предупредили сенаторы.
По оценкам специалистов, кризис также затронет компании, производящие и обслуживающие моторы для нефтедобычи, банки, специализирующиеся на кредитах для нефтегазового сектора. Пострадает и туристический бизнес в районе Мексиканского залива, приносящий 46% дохода в региональный бизнес. Люди уже начали отказываться от забронированных мест в отелях. Также пострадает рыболовная промышленность - наложен запрет на рыбную ловлю в Мексиканском заливе.
ВР, между тем, упорно пытается прекратить вытекание нефти из глубоководной аварийной скважины. Так, 5 июня специалисты компании установили заглушку, которая перехватывает, по разным оценкам, от одной трети до трех четвертей объема нефти. За первые сутки работы заглушки, установленной на месте утечки нефти в Мексиканском заливе, удалось собрать около 6 тыс. баррелей нефтепродуктов, сообщил в воскресенье адмирал береговой охраны США Тэд Аллен, возглавляющий правительственную операцию по ликвидации разлива нефти в заливе. По мнению специалистов, из скважины в океан ежедневно попадает от 19 тыс. до 25 тыс. баррелей топлива. Общее количество попавшей в океан нефти оценивается от 85 тыс. до 190 тыс. баррелей. Адмирал Аллен также сообщил, что под угрозой загрязнения оказалась 200-мильная береговая полоса, тянущаяся от границы штатов Миссисипи и Алабамы до города Порт Сент Джо на северо-западе Флориды. Что касается эффективности работы заглушки, то, по мнению Аллена, успех достигнут лишь частично.
В ходе последней поездки на побережье Луизианы президент Соединенных Штатов Барак Обама выразил недовольство тем планами нефтяного гиганта о выплате дивидендов инвесторам. Президент считает, что BP не должна "бросать гроши" жителям пострадавшего региона в то время, как акционеры получают миллиарды. Ранее приостановить выплату дивидендов от компании потребовали и некоторые американские законодатели. Действительно, на этом фоне заявление компании о том, что все средства от продажи нефти из аварийной скважины пойдут на охрану природы, звучит как издевка. Однако руководство ВР уверяет, что у них достаточного "огневого запаса", чтобы выплатить и дивиденды, и наложенный правительством штраф в $69 млн. и даже позаботиться о возмещении экологического ущерба.
По последним подсчетам компании, мероприятия по ликвидации последствий аварии в заливе уже обошлись BP в $1,25 млрд. Нефтяной гигант к настоящему моменту выплатил $48 млн компенсаций по искам о причиненном ущербе. Строительство песчаных конструкций для защиты природоохранных зон Луизианы будет стоить компании еще $360 млн.
Кроме того, в эти последние дни BP проводила в США с гигантским размахом мощную рекламную кампанию на телевидении, радио, в печатных изданиях и сетевых ресурсах с извинениями за произошедшее. Однако такая агрессивная "извинительная" кампания не имела особого успеха у аудитории, и даже, наоборот, вызвала новую волну общественного негодования, т.к. деньги, потраченные на рекламу, можно было бы использовать для ликвидации последствий аварии и компенсаций пострадавшим людям.
При этом ВР забыла еще об одной чувствительной сфере, которую затронула катастрофа - это политика, и в частности совсем недавно избранный президент США Барак Обама. Его оппоненты - консерваторы, припомнив вялую борьбу правительства Буша с последствиями урагана "Катрина" в 2005 году, назвали катастрофу в Мексиканском заливе "Катриной" Обамы". Некоторые демократы также выступили с критикой действий правительства. Выступая в программе Ларри Кинга Larry King Live на CNN, Обама попытался оправдать себя, признавшись, что хотел бы более настойчиво принуждать BP к активным действиям, но не может себе позволить проявить негативные эмоции, после чего перешел к более агрессивной тактике защиты, заявив, что не сидит без дела, когда общается с экспертами, так как они понимают, кто виноват в произошедшем, благодаря чему он знает, "чью задницу надрать". При этом, президент США намерен посетить Мексиканский залив уже на следующей неделе, чтобы на месте проверить, как ведутся работы по борьбе с разливом нефти.
Надо сказать, "задниц" , претендующих на наказание Обамы сразу несколько: три компании перекладывают вину за случившееся друг на друга.Ранее руководство BP заявило американским сенаторам, что причиной разлива нефти стал отказ устройства, которое должно было заблокировать скважину в случае аварии. Однако представители швейцарской компании Transocean, которая произвела этот узел, заявили в сенате, что управление вышкой полностью осуществляла ВР. В Transocean также отметили, что причиной аварии во многом стало устройство скважины, которую строила американская компания Halliburton. В свою очередь, представители Halliburton утверждают, что проводили работы в соответствии со всеми индустриальными стандартами и требованиями, которые предъявляла ВР. Барак Обама, в свою очередь, раскритиковал все три компании, заверив, что все они должны разделить ответственность.
С использованием: http://www.k2kapital.com/news/255085/
Комментариев нет:
Отправить комментарий