пятница, 15 апреля 2011 г.

Безграничный уровень безответственности руководства TEPCO в борьбе с АЭС Фукусима 1

Интересные подробности на счет первых часов на АЭС Фукусимы. Можно относиться к источнику данных Daily Yomiuri скептически, однако хронология и факты совпадают с теми новостями, которые мы читали в первые несколько дней после начала проблем на АЭС. Да и издание все же крупное и не будет нести заведомо дискредитирующую информацию. Судя по тому, что там написано худшие догадки материализуются, которые здесь описывали я,   и еще несколько человек. Все сводится к вопиющей безответственности руководства АЭС, которые исключительно по своей вине добились того, что незначительный инцидент для АЭС обернулся настоящим армагедоном.

Например, еще 18 марта я писал, а почему они не доставили генераторы на вертолетах? Оказывается, они пытались их транспортировать на машинах! Однако, даже дураку понятно, что во время землетрясений дороги имеют свойство деформироваться, разрушаться. Поэтому вместо того, чтобы привезти генераторы через пару часов, они привезли их через 12 часов. Но оказались настолько тупы, что забыли взять кабеля, точнее они оказались коротки, что еще привело к дополнительной задержке, которая стала критической, т.к. реакторы начали плавиться. На этом тупость и беспредел японцев не заканчивается. Как истинные мудаки они решили не брать ответственность на себя, а дождаться, пока ее (ответственность) возьмет какой нибудь дядька. В итоге бюрократическая машина так закрутилась, так завертелась, что пока из правительства шло письмо с подписью, что можно открывать клапана для стравления избыточного давления, то уже было поздно. Да и темно говорят было, глазки ничего не видели, поэтому решили подождать, пока свету будет по-более. Сооружение, окружающее реактор взлетело на воздух через несколько часов.

Это только первые часы, но судя по всему, если следовать подобию действий японцев, то пока производили танцы с бубном возле одного из реакторов, то забыли про существования всех остальных. Так что пока наблюдали за взрывом реактора с эпическим масштабом, другие реакторы спокойно себе плавились, пока сами не взорвались. Продолжая логическую цепочку, они не придумали ничего лучше, как поливать реакторы, высотой в несколько десятков метров из пуколки для поливания газонов. Это, имея под носом источник безграничной воды - океан – как бы протяни трубу и залей их (реакторы) с ног до головы. Но упорно поливали из пуколки до тех пор, пока радиации не стала запредельной. А потом тупо уехали, ибо опасно. За это время радиация достигла такого уровня, что могла нанести прямой урон не только 30-км зоне, но и Токио и другим городам. Поэтому испугались, вернулись, но ситуацию упустили. Естественно не могли придумать ничего более гениального, чем выбросить в океан радиационную воду в 11 тыс тонн, что при концентрации радиационных веществ, превышающих норму в 7 млн раз может привезти к заражению водного пространства примерно в 10x10x1 км.

Подробности будут еще поступать и понятно, что в невыгодном для TEPCO ключе. Пока все сводится к тому, что компания продемонстрировала безграничную безответственность, некомпетентность и просто глупость. Исключительно своими действиями они нанесли сокрушительный урон для экологии. Относительно АЭС Фукусимы, авария на Чернобыле образец оперативности, ответственности и профессионализма. А масштаб, если судить по кол-ву топлива в десятки раз выше на Фукусиме.

А вот вольный перевод оригинальной статьи на Интерфаксе

- Статья, вышедшая в одной из крупнейших японских газет Yomiuri Shimbun под заголовком "ТЕРСО подошла к ЧП спустя рукава", содержащая поминутную хронику событий первой ночи аварии на "Фукусиме", подтвердила предположения о том, что растерянность и бездействие руководства компании–оператора станции довели аварию средней тяжести до настоящей катастрофы. Факты, приведенные в этой публикации, очень печальны.

Как выяснилось, 11 марта около трех часов дня цунами уничтожило 12 из 13 аварийных генераторов. Включились аккумуляторные батареи, запаса энергии, которых хватает приблизительно на 8 часов. Руководство TEPCO направило на "Фукусиму" с других атомных станций машины с автономными источниками энергоснабжения. Из-за повреждения дороги на северо-востоке Японии им пришлось ехать очень медленно. Первый автомобиль прибыл на станцию только в 9 часов вечера 11 марта.

Однако вскоре выяснилось, что нет кабелей достаточной длины и мощности для подключения! Узнав об этом, TEPCO немедленно распорядилось их доставить, но драгоценное время было потрачено впустую. Питание не было восстановлено даже после полуночи, насосы охлаждения стали постепенно останавливаться. Когда циркуляция охладителя прекратилась, во внутреннем корпусе стало быстро расти давление, ядерное топливо вскоре начало плавиться. Это было начало трагедии.

Премьер-министр Японии Наото Кан получил первую информацию о критической ситуации на АЭС "Фукусима-1" только в 10 часов вечера 11 апреля. И лишь в 1:30 ночи 12 марта в кризисном центре управления в подвале канцелярии премьер-министра было проведено "экстренное" совещание. На нем было принято решение открыть клапаны реакторов, чтобы сбросить избыточное давление и избежать взрывов. Но представители TEPCO заявили, что возможности открытия клапанов из-за отсутствия электропитания нет, а их рабочие не могут открыть клапана вручную, поскольку они вынуждены работать в темноте! Кроме того, они потребовали специального письменного распоряжения правительства на открытие клапанов, видимо избегая ответственности за неизбежные в таких случаях выбросы в атмосферу радиоактивных веществ. Такое распоряжение ими было через некоторое время получено. И они его с истинно японским хладнокровием ждали, хотя уже на рассвете давление внутри реактора № 1 уже более чем в два раза превышало проектный максимум!

Когда Кан посетил место аварии около 7 часов утра 12 марта и узнал, что работники TEPCO все еще не открыли клапаны, он страшно возмутился: "Сейчас не время для бесполезных дискуссий!" Представители компании попросили еще час, чтобы принять решение о том, что делать. Но и после этого в TEPCO, видимо, боясь переоблучения тех, кто должен был открыть клапана вручную, еще три часа обсуждали этот вопрос. В результате клапаны открыли только в 10:17 12 марта. Водород вышел с паром из-под первичного корпуса и смешался с воздухом, образовав гремучую смесь, которая через пять часов взорвалась. Корпус не выдержал, а авария переросла в катастрофу.

Сегодня, оценивая последствия, ясно, что тянуть было нельзя, а избыточное давление сбрасывать в атмосферу, а не под крышу реакторного здания Вероятно, специалисты использовали опыт аварии на Американской Три Майл Айленд. Там таких взрывов тоже было несколько, но реакторное сооружение выдержало, ибо - в отличии от японского – было рассчитано на значительно более высокое избыточное давление.

Кроме того, по заявлениям самого TEPCO вторая очередь "Фукусимы", находящаяся от первой на расстоянии всего 11 километров, сохранила энергетическое снабжение от внешней сети. Возникает вопрос - почему нельзя было оттуда проложить времянку или перебросить дизель? Кроме того, вместо автомобилей была возможность за два три часа вертолетами доставить армейские генераторы, кабели и дизельное топливо, ведь тогда у них еще было как минимум часов 12 до начала катастрофы!

На основании всей этой информации можно сделать следующие выводы:
1. По сравнению с "Фукусимой" действия советского правительства и специалистов атомщиков после аварии в Чернобыле, выглядят образцом оперативности, ответственности и профессионализма.
2. Японцы после аварии рассматривали ее как внутреннюю проблему частной компании, а их планы оповещения и ликвидации такого рода аварий не включали общенациональные аварийные службы и силы самообороны.
3. Любая крупная авария такого рода требует немедленного создания специального штаба объединяющего под эгидой правительства как специалистов ведомства, так и военных, метеорологов, связистов, ученых, медиков и так далее.
4. Неоперативное оповещение населения и даже своего правительства отмечается как на "Фукусиме", так и во всех достаточно крупных ядерных инцидентах, вплоть до прямой дезинформации. Руководители атомной промышленности - и даже МАГАТЭ - всегда пытаются представить положение в более светлых тонах, чем оно есть на самом деле.
5. И, наконец, главное. На мой взгляд, прогресс привел к тому, что планета Земля, видимо, начала защищаться от бездумной деятельности человека. Это и изменения климата, и все более мощные природные катаклизмы.

Государственное устройство - как "рыночное", так и "директивное" - уже не в состоянии защитить людей от человеческой глупости и корысти при использования новейших сверхмощных технологий. Мы часто слышим, что рынок – это становой хребет современного общества, но думать спинным мозгом не возможно. Чернобыль и "Фукусима" доказывают, что атом и разгильдяйство не бывают "демократическими" или "тоталитарными". Это люди уже не в состоянии управлять тем, что создали сами.

Комментариев нет: