воскресенье, 2 октября 2011 г.

Раздел мира. Взгляд на старых друзей в Казначействе

Я бы еще хотел обратить внимание на объемы размещений и погашений трежерис. Официальная статистика будет не скоро, поэтому традиционно собственный расчет. Данный по конец сентября 2011, т.е. самые свежие. Покажу то, о чем говорил раньше, но немного в другой интерпретации.

На этом графике зеленая гистограмма заканчивается в сентябре 2011 и показывает чистые заимствования по долгосрочным бумагам. С учетом небольшого снижения дефицита, то за последние 12 месяцев заняли 1.41 трлн. баксов. В прошлом году в сентябре было 1.69 трлн. Совокупные годовые заимствования по долгосрочным трежерис составляют 2.19 трлн (2.39 трлн. год назад), а погашения 779 млрд (705 млрд в прошлом году). Так вот, если продлить красную линию (погашения трежерис) до конца 2013, то можно оценить масштаб проблем, стоящие перед Казначейством США.

На этом графике лучше видно, в какой точке мы находимся. А именно перед самым взлетом объемов на погашение. Это без учета процентов. Через 2 года необходимо будет погасить 1.3 трлн против 779 млрд сейчас. Почти в 2 раза больше! Что это значит?
Да очень просто! Если смогут продержать объем размещений на уровне 2.2-2.4 трлн, но к 2013 году дефицит бюджета должен быть снижен до 550-600 млрд против текущих 1.2-1.3 трлн. Фактически в два раза. Однако мы знаем и учитываем два принципиальных момента.

Первое – на текущий момент экономика США более, чем зависима от помощи государства.

Для США за 3 года рентабельность долга равняется 0,12 т.е. на каждый доллар роста долга, номинальный ВВП растет всего на 0,12 бакса, а реальный естественно меньше. Это чудовищно хрено, т.к. если сделать выборку для США за последние 30 лет, то даже с исключением профицитного периода в конце 90-х годов получается среднее значение 1,4. Начиная с 2003 года по 2007 среднее значение 1,2 долл, т.е. номинальный ВВП рос на 20% больше, чем гос.долг. Сейчас ситуация принципиально иная, показывающая всю неэффективность современной экономики, когда размер помощи многократно превышает эффект от этой помощи.

Чем ниже показатель, тем более уязвима и более слабая экономика. По сути это показатель того, насколько экономика сильно зависима от помощи федерального правительства. Относительно адекватный показатель– это, когда на доллар прироста долга, ВВП также растет на 1 доллар – ситуация, при которой отношение долга к ВВП стабилизируется и правительство имеет возможность для маневров в сокращении бюджетных расходов и повышения налогов.


В данной ситуации сокращение стимулирующих мер со стороны правительства и Центрального Банка может привести к тому, что экономическая активность в лучшем случае может существенно замедлиться, т.к. на текущий момент размер помощи равен примерно 1% от ВВП в месяц или чуть более 10% в год при том, что номинальный ВВП растет всего на 3,5%.
Но мы все видим, стоило только правительству немного сократить субсидия, как экономические показатели не заставили себя долго ждать и рецессия демонстрирует себя во всей свой красе.


Второе – нет никаких гарантий, что он смогут еще два года занимать по 2.4 трлн в год в долгосрочных трежерис.

Год продержались, два простояли, сейчас идет третий год кризиса и ощущаются проблемы, когда привлечение инвесторов в трежерис обходится слишком дорого. Я не вижу ничего, чтобы могло обезопасить США от риска провала в размещениях. В мире ситуация напряженная, а тут такие объемы!

Поэтому на этот график я смотрю чуть не каждый день. Он основной, фундаментальный, показывающий всю суть среднесрочных проблем. Именно от этого графика будет формироваться новостной фон и денежные потоки в ближайшем будущем. Все остальное – шелуха. В мире наступает период, когда центральные правительства будут испытывать дефицит ликвидности, потерю доверия, трудности в размещениях.

Синей линией на графике можно управлять, но красной нет. Иными словами, через пару лет, как минимум 1.3 трлн придется гасить.

Два сценария.
  1. Они могут оставить дефицит на уровне 1.2-1.4 трлн, однако в этом случае занимать придется более 3 трлн. Это было возможно в 2008-2009, но откуда в 2013 столько денег??! Запас прочности ограничен.
  2. Могут сократить дефицит до 400-500 млрд. Экономика свалится в рецессию с вероятностью в 90-95%, обслуживать долг и занимать легче не станет, но тогда объем размещений будет около 2 трлн.

Любопытно, какой путь выберут? Иллюзия экономического роста, но дестабилизация на долговом рынке и катализация диверсий и провокаций. Новое 11 сентября 2001 вполне возможно в такой обстановке. Либо к черту экономический рост, а долговой рынок – высший приоритет.

Но в 2012 выборы ведь?! Надо же как-то народ поддержать, значит сократить дефицит не удастся, значит США могут держать мир за яйца еще долго, высасывая капитал везде, где это возможно, а тот кто будет сопротивляться, то их подвергнуть анальной каре по образу и подобию ливийского эпизода.

Как бонус. Общие размещения и погашения. Но на векселя я не смотрю, у них другая функция и роль. Больше для абсорбации ликвидности.

Но скорее всего ФРС включится в работу. Кто не знает, оно уже включилось. Твист - это не только помощь банкам на Wall St, но и завуалированная "монетизация" долгосрочного долга - 400 млрд за 10 месяцев - это норм. Поэтому без дяди Бена никуда

Комментариев нет: