пятница, 2 сентября 2011 г.

Мифы. О прибылях и P/E

Меня несколько удивляет и изумляет то, сколь сильный упор «лучших аналитических» умов мира делается в сторону поверхностного анализа показателей прибылей компаний и всякой там ерунды, типа p/e. Везде в заголовках пишут «компания A получила в квартале B столько то прибыли и у него p/e=25».

Но даже, если включить немного логики, то станет очевидным то, что показатель прибыльность компании не отражает того, насколько она успешна не только по отношению к конкурентам, но насколько она успешна даже по отношению к себе собой.

Начнем издалека. Даже если каким то чудом и абсолютно немыслимым образом некой компании удалось из 1 млрд доходов сгенерировать 900 млн прибыли, то многим станет понятно, что в дальнейшем этой прибылью компания будет делиться: с сотрудниками, иначе они уйдут к конкурентам, с акционерами или с государством и так далее. Никогда и ни при каких условиях крупные корпорации не смогут работать с высокой маржой, каким бы эффективными они не были.

А теперь берем типичную ситуацию. Успешная компания получает 1 млрд доходов, где после уплаты налогов остается 100 млн прибыли.
1. Если компания решит направить 50 млн прибыли на выплату премии сотрудникам за хорошую работу. Будет ли это сигналом к тому, что у компании дела идут плохо, ведь тогда чистая прибыль сократится в 2 раза?! Конечно нет! Ведь это хорошо не только для сотрудников компании, которые получили больше обычного, что сигнализирует о том, что дела в компании идут хорошо, но и для экономики, ведь теоретически эти 50 млн долларов могут пойти на покупку товаров и услуг, что стимулирует потребительский спрос.

2. Если компания направит 50 млн баксов на закупку дополнительно оборудования, аренду помещений, на рекламу и продвижение продуктов и прочие инвестиции, которые в текущем момент расширяют бизнес и в перспективе позволяют компании генерировать лучшие финансовые показатели. Либо на дополнительные исследовательские работы. Так вот, плохо ли это хорошо? Конечно, хорошо, ведь инвестиции – это сигнал к тому, что компания уверена в спросе на свою продукцию и кроме того, что этот спрос будет превышать текущее предложение и для успешного функционирования необходимо расширение бизнеса. И каким образом расширение бизнеса является плохим знаком?

3. Если компания повысила дивиденды акционерам в текущем квартале на 50 млн долларов, то хорошо ли это плохо? Для компании скорее плохо, т.к. лучше бы сотрудникам выплатила премии, но для акционеров хорошо. В целом повышение выплаты акционерам признак того, что дела у компании идут неплохо, так что скорее позитивных знак.

4. Если компания занялась операциями «слияние и поглощение», заплатив за покупку перспективной компании-конкурента 500 млн баксов. В итоге за квартал могут быть убытки в 400 млн и правильнее бы оценить рентабельность сделки и потенциал успешной интеграции, но все же операция «слияния, объединения» больше в плюс играет, т.к. доля рынка у компании повышается, они приобретает патенты, которые раньше были у конкурента, она приобретает технологии, бренд, производственные мощности и главное сотрудников!




5. Если компания заплатила штраф, что сказалось на ее прибыльность? Это, конечно, плохо, но данное обстоятельство ничего не говорит о том, насколько успешен бизнес компании.

6. Если компания выплатила какие-то дополнительные налоги, что также сказалось на итоговой чистой прибыли, то как на это смотреть? Так же, как и в пункте пять.

Т.е. формально во всех этих случаях итоговая чистая прибыль может оказаться меньше ожидаемого потенциального уровня, но одновременно все эти факторы не позволяют судить о том, что снижение прибыли было вызвано негативным положением вещей в компании. Иными словами голая цифра о чистой прибыли или о прибыли на акцию не может сказать ровным счетом ничего, если не знать структуру доходов и расходов и особенности деятельности компании в текущем квартале.

Далее. Все эти p/e. Более тупого индикатора я в своей жизни еще не встречал. Что он может сказать? Да, ничего! Простой пример.

Две компании, у которых на отсчетный период p/e=20, при этом первая компания в течение 5 лет сокращает свои доходы и прибыли по 5-7% в год, а вторая компания растет в среднем по 30-40% в год. В первом случае компания в перспективе убыточна, если уже не убыточна и может быть поглощена или обанкрочена, и, во всяком случае, темпы и динамика доходов свидетельствуют о том, что дела идут плохо. Значит при таком p/e компания дорога, а вторая компания наоборот, т.е. при фиксированной цене через 2-4 года p/е может стать меньше 10.

Второй момент. Имеет смысл сравнивать p/e для компаний в секторе, иначе сам этот коэффициент окажется пустышкой. Т.е. своего рода сопоставление компаний. Необходимо знать средний p/e по сектору и по аналогичным компаниям.

Третий момент. Сам p/e что дает, если он берет текущую цену и старые финансовые результаты. Имеет смысл брать forward p/e, который оценивает прогнозируемую прибыль, но даже он не сильно помогает, если не знать тренда фин.показателей, хотя бы за 5 последних лет. Т.е. нужен своего рода аппроксимируемый p/e, но и он имеет свои изъяны.

Одна компания может быть оценена дешево при хороших показателях, но необходимо знать особенности компаний. Мало ли стычки с руководством, правительством или конкурентами и многое другое, что может подорвать стабильность и устойчивость компании.
Кроме все этого, методы оценки финансовых отчетов для банков, для производственных компаний, для сырьевых, для информационных очень сильно отличаются, поэтому сравнение показателей в лоб подходит разве, что для общей картины, но это не позволяет оценить слабые и сильные стороны какой либо компании.

Т.е. в итоге я абсолютно не вижу никакого смысла в цифрах по прибылям, по прибылям на акцию, что так любят многие паралитики. Это нужно разве что для журналюг, чтобы забить информационный фон всяким не нужным дерьмом. Серьезные парни, если им интересно, обязательно должны смотреть структуру доходов и расходов, чтобы понять за счет чего была показана такая прибыль и обязательно смотреть динамику, как минимум за 5 лет. Именно по этой причине я стараюст в блоге задавать правильную культуру восприятия, тон. Всегда даю скрин оф.результатов и тренд фин.показателей и меня просто выбешивает, когда журналюги пишую херню, типа компания не оправдала ожиданий, т.к. прибыль на несколько центов оказалась ниже прогноза.

Нельзя никогда делать выводы лишь на основе пару цифр, а p/e? Ну да, никогда эту глупость не понимал, она же даже и для акционеров пустое место. Лучше уж сравнивать капитализацию на дивы, чтобы понять сколько лет нужно ждать, чтобы окупить инвестицию в акции. А если дивы ноль, то значит бесконечное количество лет, если не учитывать курсовую стоимость.

Комментариев нет: